1. Объём воздуха в сосуде можно уменьшить путем сжатия. На что это указывает?

  2. Газы легко сжимаются. Можно ли газ сжать до сколь угодно малого объёма?

  3. Капля нефти растекается по поверхности воды, образуя тонкую пленку. Какой может быть наименьшая толщина такой пленки?

  4. Лед и вода находятся при температуре 0. Что можно сказать о расстояниях между молекулами?

  5. Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул теплой и горячей воды? От молекул льда?

  6. Отличаются ли при одинаковой температуре промежутки между молекулами какого-либо вещества, находящегося в твердом, жидком и газообразном состоянии?

  7. Приведите пример опыта, подтверждающего, что вещество состоит из молекул, разделенных промежутками.

  8. Если в стоящий на столе стакан, наполненный до краев чаем, высыпать осторожно полную чайную ложку сахарного песка, то чай не перельется через край стакана. Что доказывает этот опыт?

  9. Почему стальной шарик, свободно проходящий через кольцо, после нагревания застревает в кольце?

  10. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Чем это можно объяснить?

  11. Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?

  12. Какие опытные факты свидетельствуют о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, невидимых невооруженным глазом?

  13. В старинной книге перед страницами с рисунками подклеены листы тонкой прозрачной бумаги. Почему на сторонах этой бумаги, соприкасающихся с рисунками, со временем появились отпечатки этих рисунков?

  14. На каком явлении основана засолка овощей, рыбы и других продуктов? Объясните, как это происходит.

  15. На каком явлении основано вымачивание соленой сельди? Объясните, как происходит переход соли из сельди в воду.

  16. Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?

  17. Почему в газах и жидкостях диффузия протекает значительно быстрее, чем в твердых телах?

  18. Как можно ускорить диффузию в твердых телах?

  19. В воде рек, озер и других водоемов всегда содержаться молекулы газов, входящих в состав воздуха. Благодаря какому явлению попадают эти молекулы в воду? Почему они проникают до дна водоема?

  20. В какой воде – горячей или холодной – надо замочить горох для варки супа, чтобы он разбух скорее?

  21. Молекулы твердых тел и жидкостей находятся в беспорядочном движении. Почему же твердые тела и жидкости не распадаются сами собой на отдельные молекулы?

  22. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он стал целым?

  23. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?

  24. Почему для разделения листов бумаги, смоченных водой, требуется значительно больше усилие, чем при перелистывании сухих страниц книги?

  25. Сожмите пальцами кусок резины (ластик) и затем отпустите. Почему резина приняла прежнюю форму и размеры?

  26. У каких веществ (свинец, воск, сталь) притяжение между частицами наибольшее; наименьшее?

  27. Какие явления указывают на то, что молекулы не только притягиваются друг к другу, но и отталкиваются?

  28. В каком состоянии – твердом или жидком – притяжение между молекулами свинца больше?

  29. Ножовочное полотно изогнули в дугу. Что произошло с молекулами на внешней и внутренней поверхности полотна?

  30. Возьмите любой мяч. Нажмите на него пальцами и отпустите. Почему исчезла вмятина?

  31. Тело сохраняет свой объем, но меняет форму. В каком состоянии находится вещество, из которого состоит тело?

  32. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?

  33. Тело сохраняет свой объем и форму. В каком состоянии находится вещество, из которого изготовлено это тело?

  34. В каком состоянии при комнатной температуре находятся следующие вещества: вода, сахар, воздух, олово, спирт, лед, кислород, алюминий, азот, молоко. Ответы запишите в таблицу.

Состояние

Твердое

Жидкое

 

 

 

  1. Могут ли быть в жидком состоянии кислород, азот? При каких условиях?

  2. Может ли медь быть жидкой, а ртуть твердой? При каких условиях?

  3. В зимний морозный день над полыньей в реке образовался туман. Какое это состояние воды?

  4. Могут ли быть в газообразном состоянии железо, свинец? При каких условиях?

  5. Укажите, какие из перечисленных веществ находятся при комнатной температуре в твердом, жидком или газообразном состоянии: ртуть, воск, бензин, уголь, соль, свинец, лед, эфир, стекло, нефть.

  6. В помещениях, где пользуются эфиром, всегда чувствуется его запах. В каких агрегатных состояниях находится эфир в стеклянном пузырьке и окружающем пространстве?

  7. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно стола, рельсов, пола вагона, телеграфных столбов?

  8. Автомобиль и комбайн движутся прямолинейно, так что некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел каждый из них находится в покое и относительно каких тел они в течение этого промежутка времени движутся?

  9. Какие части велосипеда при прямолинейном движении описывают прямоугольные траектории относительно дороги, а какие криволинейные?

  10. Одинаковые ли пути проходят левые и правые колеса автомобиля при повороте?

  11. Сидящий на вращающейся карусели видит, что относительно нее он неподвижен, а окружающие его предметы и земля движутся. Что является в данном случае телом отсчета?

  12. Буксир по реке толкает баржу. Относительно каких тел меняется положение буксира? Относительно какого тела его положение не меняется?

  13. Группа самолетов одновременно выполняет фигуру высшего пилотажа, сохраняя заданный строй. Что можно сказать о движении самолетов друг относительно друга?

  14. Домик полярников с дрейфующей льдиной за первые сутки переместился на 5 км, за вторые сутки – на 5 км, за третьи сутки – на 5 км и т.д. Можно ли считать такое движение равномерным?

  15. Летчик-спортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно?

  16. Какие из перечисленных тел движутся равномерно: молоток; стрелка часов; эскалатор метрополитена; поезд, отходящий от станции; лента конвейера; лента магнитофона при записи или воспроизведении звука?

  17. Куда и почему наклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, тормозит, поворачивает налево?

  18. Почему опасно переходит дорогу перед близко идущим транспортом?

  19. Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?

  20. Почему велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?

  21. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнется?

  22. Почему при необходимости внезапной остановки мотоцикла тормозят обоими колесами? Что может случиться и почему, если затормозить только передним колесом?

  23. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?

  24. Почему после выключения двигателя сверлильного станка патрон продолжает вращаться?

  25. В какую сторону падает споткнувшийся человек? Поскользнувшийся человек? Почему?

  26. Почему при поворотах шофер снижает скорость движения машины?

  27. На столе лежит книга. С какими телами она взаимодействует? Почему книга находится в покое?

  28. Взаимодействием каких тел обусловливается движение облаков; стрелы, выпущенной из лука; снаряда внутри пушки при выстреле; вращение крыльев ветряного двигателя?

  29. Почему пожарному трудно удерживать брандспойт, из которого бьет вода?

  30. Влияет ли на скорость движущегося танка выстрел, произведенный из башенного орудия в направлении движения танка?

  31. Мальчик прыгает с нагруженной баржи на берег. Почему движение баржи в сторону, противоположную прыжку, незаметно?

  32. В некоторых парках на детских площадках для игр устанавливают деревянные цилиндры (барабаны), вращающиеся на горизонтальной оси. В каком направлении и почему вращается цилиндр, когда по нему бежит ребенок?

  33. Рыба может двигаться вперед, отбрасывая жабрами струи воды. Объясните это явление.

  34. Приведите 3 – 5 названий тел, в результате взаимодействия с которыми мяч может прийти в движение или изменить направление своего движения?

  35. Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?

  36. Укажите, какие тела взаимодействуют при движении спортсмена на байдарке.

  37. Два бруска из свинца и из алюминия имеют одинаковый объем. Какой из брусков обладает большей массой и во сколько раз, если плотность свинца равна 11,4 г/, а плотность алюминия равна 2,7 г/?

  38. Во сколько раз масса гелия объемом 1 больше массы водорода того же объема, если плотность гелия – 0,18 кг/, а плотность водорода – 0,09 кг/?

  39. Кусок металла массой 474,5 г имеет объем 65 . По таблице плотностей определите, что это за металл.

  40. На сколько изменилась масса топливного бака с бензином, когда в него долили бензин, объем которого равен 200л? Плотность бензина – 710 кг/.

  41. Самое легкое дерево – бальза. Масса его древесины объемом 100 равна 12 г. Вычислите плотность древесины бальза.

  42. Из какого металла изготовлена втулка подшипника, если ее масса 3,9 кг, а объем 500 (смотри таблицу плотностей).

  43. Точильный брусок, масса которого 300 г, имеет размеры 15 × 5 × 2 см. Определите плотность вещества, из которого он сделан.

  44. Масса бруска олова размером 30 × 10 × 10 см равна 21,9 кг. Определите плотность олова.

  45. Картофелина массой 59 г имеет объем 50 . Определите плотность картофеля.

  46. Подсолнечное масло объемом 1 л имеет массу 920 г. Найдите плотность масла. Выразите ее в килограммах на кубический метр.

  47. Почему в гору везти санки тяжелее, чем с горы?

  48. Какая сила вызывает падение на Землю града, образовавшегося в облаках?

  49. Почему по лестнице здания подниматься труднее, чем идти по коридору?

  50. Почему наблюдаются приливы и отливы в морях и океанах на Земле?

  51. Почему в горах иногда происходят камнепады, сели, оползни, снежные лавины?

  52. Почему жидкость можно переливать из сосуда в сосуд?

  53. Какая сила удерживает тела на поверхности Земли?

  54. Почему камень, брошенный в горизонтальном направлении, не летит прямолинейно?

  55. Какую силу называют силой тяжести?

  56. Как зависит сила тяжести от массы тела?

  57. Какая сила возникнет в стальной пружине при изменении ее формы?

  58. Одинаково ли одно и то же тело растягивает пружину динамометра на Земле и на Луне? Ответ объясните.

  59. Люстра, подвешенная к потолку зала, притягивается землей. Почему же люстра не падает вниз? Какая сила препятствует падению люстры?

  60. Какие силы действуют на силомер, сжатый рукой человека?

  61. Что называют весом тела?

  62. В чем отличие веса тела от силы тяжести, действующей на тело? На какие тела действует каждая сила?

  63. Под действием какой силы вылетает шарик из детского пружинного пистолета?

  64. Под действием какой силы выпрямляется доска-трамплин после прыжка спортсмена с вышки в воду?

  65. Для занятий акробатикой применяется батут – упругая сетка, укрепленная в горизонтальном положении. Под действием какой силы батут принимает первоначальное положение после прыжка спортсмена-акробата верх?

  66. Почему пружины для динамометров изготавливают из стали, а не из меди или свинца?

  67. Изобразите графически силу, направленную вертикально вниз, модуль которой 50 Н. Масштаб: 1 клеточка – 10Н.

  68. На нити подвешен груз массой 5 кг. Изобразите графически силы, действующие на груз. Масштаб: 1 см – 10 Н.

  69. Изобразите графически две силы – 5 кН и 2 кН, приложенные к одной точке тела, действующие под углом друг к другу в масштабе: 1 см – 1 кН.

  70. Трактор К-700 при работе может развивать силу тяги до 60000 Н. Изобразите эту силу графически в масштабе 1 см – 10 кН.

  71. На тросе подъемного крана висит контейнер с грузом массой 2,5 т. изобразите графически в выбранном вами масштабе силы, действующие на контейнер.

  72. Капля дождя равномерно движется вниз. Какие силы действуют на каплю? Изобразите эти силы графически.

  73. Замените силу 0,7 кН двумя силами, действующими по одной прямой, но в противоположных направлениях, так, чтобы меньшая из этих сил была равна 0,3 кН. Сделайте чертеж в масштабе: 1 клеточка – 0,1 кН.

  74. Изобразите графически силу, направленную вертикально вверх, модуль которой равен 7 Н (масштаб: 1 см – 1Н)

  75. Замените силу 0,12 кН двумя одинаково направленными силами, вызывающими такое же суммарное действие, одна из которых равна 400 Н. сделайте чертеж в масштабе: 1 см – 100 Н.